Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ
52, С. 306-310 опубликовано: 19 мая 2023г.


ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ

орг-ции певчих и регентов, появившиеся в России в 60-х гг. XIX в. Образцом для создания рус. О. ц. послужили певч. об-ва Германии, Англии, Швейцарии, Франции, где они возникали с XVI-XVII вв. (см.: Певческие общества. 1898). Задачи О. ц. можно разделить на 2 направления: духовно-муз. просветительство и взаимопомощь. К 1-му направлению относятся: создание хоров и организация концертов духовной музыки; организация регентских и певч. курсов и др. учебных заведений для повышения уровня клиросного пения; организация регентских съездов; создание нотных б-к и организация просветительской работы, публикация церковнопевч. лит-ры и учебных пособий. Ко 2-му направлению относятся: трудоустройство регентов и церковных певчих; материальная поддержка регентов и певчих, получивших инвалидность, а также вдов и сирот из регентских семей; защита прав регентов и певчих от произвола настоятелей храмов и содержателей хоров. Наибольшее количество информации о деятельности О. ц. содержится в столичных журналах «Русская музыкальная газета» (1894-1918) и «Хоровое и регентское дело» (1909-1917). Кроме того, информация об О. ц. встречается в епархиальных ведомостях регионов Российской империи и в др. изданиях.

Предшественниками О. ц. на территории Российской империи были светские хоровые об-ва, появившиеся в 60-х гг. XIX в. в прибалт. городах - Риге (Русское об-во пения и изящного говорения «Баян», 1863) и Ревеле (Русское об-во любителей пения «Гусли», 1864), в 70-х гг. XIX в. муж. хоровые об-ва в Москве: немецкие Moskauer Liedertafel (1861) и Moskauer Männer-Gesangverein (1874), а также Русское хоровое общество (1878, организаторы: дирижер и педагог К. К. Альбрехт, купец и меценат И. П. Попов) (Сабадышина. 2008. С. 87; Она же. 2016. С. 226).

На деятельность О. ц. значительное влияние оказала работа орг-ций, занимавшихся сохранением и изучением древнерус. рукописей и др. памятников старины - Об-ва древнерусского искусства при Румянцевском музее, основанного в Москве в 1864 г. (председатель - директор музея генерал-лейтенант Д. С. Лёвшин, секретарь акад. Ф. И. Буслаев, ответственный за муз. часть деятельности об-ва - кн. В. Ф. Одоевский), и имп. Об-ва любителей древней письменности (ОЛДП), основанного в С.-Петербурге в 1877 г. П. П. Вяземским и С. Д. Шереметевым (в это об-во входили ректор Московского ун-та историк и филолог Н. С. Тихонравов, историки В. О. Ключевский, П. И. Бартенев, филолог и хранитель Румянцевского музея Е. В. Барсов и др. ученые).

В уставе Об-ва древнерусского искусства было указано, что особое внимание оно уделяет распространению научных и практических сведений о древнерус. иконописи и церковном пении и публикации памятников обоих видов искусства (см.: Рахманова. Об-во древнерус. искусства. 2002. С. 95). Это об-во существовало до 1879 г. (Там же. С. 101) и реализовало неск. важных проектов, в т. ч. редакцию богослужебных нотных книг, для чего была учреждена комиссия под рук. прот. Д. В. , в состав которой входили Н. М. Потулов, П. М. Воротников, В. Н. Кашперов, ректор МДА прот. А. В. Горский, архим. Данилова монастыря Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), Г. А. Ларош и Н. Д. Кашкин (Там же. С. 99).

ОЛДП ставило себе целью собирание, сохранение и публикацию древнерус. рукописей, в т. ч. богослужебных певческих. В частности, в 1884-1885 гг. об-вом были изданы «Круг церковного древнего знаменного пения» на крюковых нотах в 6 частях, а также «Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение Иоанна, деспота Российского» (1886) (Гарднер. Богослужебное пение. 1998. Т. 2. С. 414-415; РМГ. 1903. № 1. Стб. 19-20).

В 1880 г. в Москве возникло Общество любителей церковного пения (ОЛЦП), просуществовавшее более 30 лет. Его участниками стали еп. Амвросий (Ключарёв; впосл. архиепископ; 1-й председатель об-ва), прот. Д. Разумовский, П. Д. Самарин, Кашперов, В. Ф. Комаров, Ю. Н. Мельгунов и др. В задачи ОЛЦП входило: изучение церковных песнопений и напевов, старинных певч. рукописей; запись с голосов и публикация церковных напевов и распевов; устройство концертов, организация школ по обучению певч. мастерству. Самарин, один из активнейших членов ОЛЦП, сформулировал его цель так: «...сохранять и очищать от искажений употребляемые ныне по преданию в Православной Церкви напевы и вводить в употребление церковное обиходное и хранящееся в письменности забытое древнее церковное пение» (Рахманова. Общество любителей. 2002; Самарин. 2002. С. 294). ОЛЦП были осуществлены издания «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в 4 частях (1882-1915) и «Собрания церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882). ОЛЦП устраивало конкурсы на «лучшее переложение древних напевов Русской Церкви» и вручало денежные премии победителям (РМГ. 1903. № 11. Стб. 335).

В нач. ХХ в. в С.-Петербурге появился целый ряд церковнопевческих орг-ций. В 1902 г. по инициативе хорового дирижера и композитора А. А. Архангельского было создано Церковнопевческое благотворительное об-во, к-рому покровительствовал имп. Николай II. Орг-ции, подобные этому об-ву и использовавшие его устав, создавались в др. городах России (Компанейский Н. И. По поводу 9-го пункта § 44 Устава Церковнопевческого об-ва в С.-Петербурге // РМГ. 1903. № 17/18. Стб. 469-474). В 1-е десятилетия ХХ в. в С.-Петербурге возникают: Всероссийское об-во хоровых деятелей (1907), С.-Петербургская певчая артель слепых (10-е гг. XX в.), об-во регентов (апр. 1912). В 1917 г. был образован Союз петроградских хоровых тружеников (Артемова. 2015. С. 40).

Целями С.-Петербургского об-ва регентов были: улучшение общественного и материального положения регентов путем введения должности регента в штат церковного причта (на положении, приравненном к штатному диакону); право на бесплатное воспитание детей регентов в духовно-учебных заведениях; устройство кассы взаимопомощи и пенсий. Силами об-ва планировалось создание подготовительной школы для певцов и для Регентского училища, а также открытие бюро регентского и певческого труда и б-ки. Инициатором и главным организатором об-ва был регент Г. В. Романов, в его состав входили Н. А. Добровольский, А. П. Рождественский, А. М. Фёдоров, Н. В. Мельников, А. И. Ильштрем, П. А. Грищенко и И. С. Соловьёв (ХРД. 1912. № 5/6. С. 117-118).

С 1910 г. Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге устраивало курсы пения для народа, которые «образовали особое ядро для общенародного пения в храме общества. Такие же курсы имелись ранее при Троицкой церкви общества, а ядро народного хора - при Иоанно-Предтеченской церкви» (ХРД. 1911. № 6/7. С. 159).

В 1913 г. Я. Ф. Кузнецов в ст. «Об организации церковно-певческих обществ в России» предлагал по примеру немцев, латышей, финнов организовывать певч. об-ва, к-рые могли бы содействовать возрождению как старинной рус. песни, так и церковного пения. Такие об-ва могли бы преследовать просветительские цели и одновременно отвращать народ от пьянства. К статье прилагался типовой проект устава, в к-ром излагались цели, задачи, определялись состав об-ва, средства его содержания, состоящие из членских взносов, доходов от капиталов об-ва, пожертвований и концертных сборов; об-ва должны были находиться в ведении Мин-ва внутренних дел (РМГ. 1913. № 18/19, 22/23, 24/25, 28/29. Стб. 457-464, 521-526, 546-548, 610-614; перепечатано: ХРД. 1913. № 7/8. С. 110-114).

В марте 1907 г. в Москве было образовано Об-во взаимопомощи регентов церковных хоров, организаторами к-рого стали известные хоровые деятели: прот. Д. В. Аллеманов, А. В. Никольский, Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков, композитор, педагог А. Е. Ставровский и др. Никольский, один из наиболее активных участников об-ва, в ряде публикаций в ж. «Хоровое и регентское дело» доказывал необходимость объединения регентов для оказания поддержки друг другу и критиковал пассивность членов об-ва уже на 2-м году его существования и впосл. (ХРД. 1909. № 1. С. 19-23; № 2. С. 53-55; № 3. С. 80-81; № 5. С. 134-137; 1910. № 2. С. 47-48; № 3. С. 75-76; 1911. № 5. С. 115-119; 1913. № 7/8. С. 103-110; 1914. № 2. С. 31-34).

С аналогичными целями и задачами, но в противовес Об-ву взаимопомощи регентов в 1909 г. было создано Об-во хоровых певцов (др. название - «Общество духовных певцов») Москвы (председатель П. В. Петерсон). Сложность во взаимоотношениях этих 2 О. ц. заключалась в том, что некоторые певчие рассматривали регентов как эксплуататоров, не желая объединяться с ними. Никольский выступил как инициатор компромисса: «Придет время, эти разрозненные общества поймут единство своих дел и интересов и сольются, а пока каждое течение вправе искать соответствующей себе формы выражения, и пусть находит и осуществляет ее» (ХРД. 1910. № 3. С. 75-76). Об-во хоровых певцов также заботилось о престарелых певчих и об инвалидах (Там же. 1911. № 9. С. 208).

Региональные О. ц. часто возникали при об-вах или комитетах попечительства о народной трезвости и ставили своими главными задачами просвещение народа, в т. ч. духовно-музыкальное, и отвлечение его от пьянства. Активную деятельность вели О. ц. крупных центров Урала (Пермь, Вятка), Поволжья (Саратов, Н. Новгород, Царицын, Пенза), сев.-зап. регионов и Прибалтики (Псков, Новгород, Рига), Сибири (Томск, Барнаул); южных и юго-зап. областей России и Украины (Екатеринодар, область Войска Донского, Харьков, Чернигов), Закавказья (Тифлис).

Псковское об-во хорового пения, существовавшее с 1883 г., организовывало масштабные певч. праздники по примеру прибалт. регионов. Его секретарем, а в 1901-1905 гг. председателем совета об-ва и руководителем хора был М. Ф. Гривский. В журналах неоднократно сообщалось о проведении в 1910-1911 гг. в Пскове певч. праздников и концертов, к к-рым Гривский и И. И. Тульчиев привлекали до 70 сельских и городских хоров с числом участников до 1400 чел. (Там же. 1910. № 3. С. 77; 1911. № 6/7. С. 163; РМГ. 1911. № 24/25. Стб. 527-531).

В ряде регионов Польши создавались церковноприходские братства, содействовавшие созданию церковных хоров и организации их концертов: в 1877 г.- Свято-Николаевское братство в г. Замостье, в 1879 г.- Свято-Богородицкое братство в г. Холм (Там же. 1913. № 4. С. 67).

В Риге Об-во любителей православного церковного пения открылось 3 нояб. 1891 г. (см.: Арсений (Брянцев). 1908. С. 143-144).

Вятское церковнопевческое благотворительное об-во существовало в 1910-1917 гг. Его видным деятелем был свящ. А. А. Игнатьев (впосл. протоиерей), автор трудов по истории и теории церковного пения, регент и учитель пения (Брандобовская. 2005). Об-во организовывало концерты духовной музыки. С целью расширения влияния на всю губернию в 1915 г. по инициативе прот. А. Игнатьева правлением об-ва было проведено анкетирование вятских хоров и в 1916 г. был издан очерк «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии», содержащий обзор деятельности многих хоровых коллективов. В 1916 и 1917 гг. были организованы церковнопевческие курсы, в работе которых участвовал Никольский. Большим подспорьем в работе об-ва стала переданная ему церковнопевч. б-ка Вятского губ. комитета Попечительства о народной трезвости, собранная А. Н. Карасёвым для певч. курсов в 1904 г. Об-во ходатайствовало перед Синодом об учреждении должности инструктора по церковному пению для Вятской епархии. В деятельности Об-ва участвовали вятские губернаторы и вице-губернаторы, архиереи, крупные промышленники, ученые (Там же. С. 13).

Пермский губ. комитет попечительства о народной трезвости проводил курсы певч. грамоты и хорового духовного и светского пения на протяжении более 25 лет. С 1896 г. организатором и наиболее активным деятелем этих курсов был А. Д. Городцов (РМГ. 1909. № 18/19. Стб. 488). Курсы, на которых занималось до 80 чел., получавших пособие по 15 р. в месяц, длились ок. месяца (Там же. 1903. № 21/22. Стб. 554-555). В 1907 г. Городцов выступил инициатором создания Пермского певч. об-ва и стал его председателем. Попечительство о народной трезвости также выделяло 10 тыс. р. на пособия сельским хорам, нотные издания для них высылал губ. комитет (ХРД. 1913. № 4. С. 63-64; РМГ. 1914. № 20/21. Стб. 513).

Комитет Попечительства о народной трезвости г. Сарапула Вятской губ. в 1903 г. организовал летние певческие и регентские курсы, к-рыми руководил Н. М. Сафонов (РМГ. 1903. № 33/34. Стб. 746-748).

Сибирское хоровое об-во, организованное в 1907 г. в Томске, занималось широкой музыкально-просветительской деятельностью: открыло общедоступные хоровые классы, фортепианные классы, организовало собственный «передвижной хор» и постоянный вокальный квартет (ХРД. 1913. № 4. С. 74). Средства на мероприятия жертвовали Томское губ. попечительство о народной трезвости, а также крупный меценат П. И. Макушин - он ежегодно вносил в кассу об-ва 300 р. на устройство летних регентских курсов, бесплатно предоставляя помещения для занятий в выстроенном им «Доме наук» (РМГ. 1913. № 26/27. Стб. 602).

Второе Сибирское хоровое об-во было создано 29 февр. 1912 г. в Барнауле Томской губ., оно имело устав, цели и задачи, одинаковые с Сибирским хоровым об-вом в Томске. Об-во организовывало концертные программы, где исполняли духовные и светские хоровые произведения М. И. Глинки, А. Н. Верстовского, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова (ХРД. 1912. № 12. С. 228).

В 1910 г. в г. Епифани Тульской губ. было учреждено Об-во любителей церковного пения, к-рое ставило себе не только просветительские, но и благотворительные задачи (Там же. 1910. № 12. С. 318).

В 1896 г. в Екатеринодаре члены Религиозно-просветительского братства Александра Невского и наказной казачий атаман Кубанской обл. ген.-лейтенант Я. Д. Малама приняли активное участие в организации певч. курсов под рук. регента Карасёва (РМГ. 1896. № 11. Стб. 1407-1418).

В 1910 г. в Ставрополе хор местного О. ц. дал концерт под упр. К. К. Пигрова (ХРД. 1910. № 3. С. 77).

В Харькове о местном О. ц. известно, что в 1911 г. в Великий пост его хор дал 2 духовных концерта под упр. П. Г. Чеснокова, на к-рых прозвучали произведения самого Чеснокова, А. Д. Кастальского, Н. Н. Толстякова (см. в ст. Толстяковы), Никольского и Гречанинова. «Хор под управлением г. Чеснокова составлял из себя стройное целое, великолепный инструмент…» (Там же. 1911. № 4. С. 105).

Об-во любителей церковного пения в г. Борзне Черниговской губ. было открыто в 1899 г. В 1903 г. О. ц. появилось в самом Чернигове, его почетным председателем был избран А. А. Архангельский, впервые приехавший в Чернигов в 1899 г. Благодаря деятельности О. ц. в Чернигове до 1917 г. проходили концерты духовной музыки. Особый резонанс имели выступления певчих всех городских хоров (более 150 чел.) в составе сводного хора, к-рый исполнял сочинения Д. С. Бортнянского, прот. П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, Римского-Корсакова, А. А. Архангельского (Бадалов. 2013. № 4. С. 80).

В Саратове Церковнопевческое об-во было основано в 1905 г. Во главе об-ва в 1905 и 1912-1917 гг. стоял регент архиерейского хора Н. М. Дмитриев. Об-во организовывало концерты, открывало курсы по подготовке детей певчих для поступления в учебные заведения, курсы для регентов и певчих, выдавало пособия, снабжало духовно-муз. лит-рой (ХРД. 1915. № 5/6. С. 123; Семёнов. 1961. Л. 98).

В Пензе организатором Церковнопевческого благотворительного об-ва в 1902 г. стал А. А. Архангельский, уроженец Наровчатского у. Пензенской губ. 11 мая того же года под его руководством состоялся концерт сводного хора более чем из 250 чел., прошедший с огромным успехом (см.: http://penza-online.ru/kultura/index.php?ELEMENT_ID=12253 [Электр. ресурс]). Активным участником об-ва был известный пензенский хоровой деятель А. В. Касторский.

В Н. Новгороде Иоанно-Дамаскинское церковнопевческое братство любителей древнего пения провело в 1910-1917 гг. ряд исторических духовных концертов, объединив для этого хоры города; кроме того, существовал муж. хор из духовенства. В братстве была собрана богатая нотная б-ка. В дек. 1916 г. здесь же по инициативе Д. В. Сироткина и В. А. Булычёва было учреждено Хоровое об-во с целью создания концертного смешанного хора для исполнения рус. и зарубежных духовных и светских произведений (Семёнов. 1961).

В 1908 г. в Царицыне возникло Церковнопевческое благотворительное об-во, которое возглавлял и материально поддерживал коммерсант А. А. Репников (Там же).

Тифлисское церковнопевческое об-во (ТЦПО) было создано в 1909 г., в инициативной группе по его организации состоял В. И. Дановский. В день открытия ТЦПО (1 сент.) при огромном стечении народа в храме и в церковном дворе был отслужен молебен, пел соединенный хор местных церквей из 200 чел. под упр. Дановского. Согласно уставу ТЦПО, утвержденному 7 сент. 1909 г., об-во должно было заниматься проблемами материального обеспечения регентов и певчих церковных хоров и поддерживать их стремление к «развитию, благолепию и правильной постановке церковного пения в Тифлисе».

В период первой мировой войны к разнообразным видам деятельности О. ц. добавились организация благотворительных концертов, помощь семьям погибших и раненых (Отчет Саратовского певч. об-ва // ХРД. 1915. № 5/6. С. 123).

Тем не менее деятельность попечительств о народной трезвости в 1914 г. резко критиковали на заседании Гос. думы, из бюджета был исключен кредит в 500 тыс. р. на пособия попечительствам. Отмечалось, что из них «очень немногие отвечают своим задачам, подобно прекрасно поставленному Пермскому попечительству, в котором работает такой знаток и преданный деятель, как А. Городцов» (РМГ. 1914. № 20/21. Стб. 513).

В программе IV Всероссийского регентского съезда, к-рый состоялся в июне 1912 г., 5-м пунктом значится учреждение Всероссийского церковнопевческого об-ва с целью обеспечения наиболее благоприятных условий труда регентов и певчих и их материальной поддержки в старости (ХРД. 1913. № 1. С. 1-3). Эта идея была частично реализована: в 1915-1916 гг. Об-во взаимопомощи регентов церковных хоров было реорганизовано в Об-во распространения хорового церковного и светского пения, деятельность которого, по мнению организаторов и авторов проекта его устава (Никольский, Е. М. Витошинский, Г. А. Соколов, К. К. Буренков, А. П. Архангельский), должна была осуществляться во мн. регионах России (практически все районы Центр. России, кроме С.-Петербурга и Русского Севера, Поволжье, Юж. Урал (Оренбург)). Создатели об-ва считали благом объединение регентов и певчих России в единую орг-цию с правом иметь свой капитал, устраивать концерты и открывать учебные заведения, издавать ноты и книги, поддерживать коллег в трудных жизненных ситуациях (Устав Общества распространения хорового церковного и светского пения // ХРД. 1916. № 9/10. С. 197-212).

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. также звучала мысль об организации единого Всероссийского церковнопевческого об-ва с отд-ниями в каждой губернии. В докладной записке председателя подотдела о церковном пении (подотдел работал с 8 сент. 1917 по 1 марта 1918) Витошинского пунктом 9 была организация Всероссийского церковнопевческого об-ва (см.: Поместный Собор. 2002. С. 265). В протоколе № 31 отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» от 29 марта 1918 г. зафиксировано: «П. 5. Все труженики церковнопевческого дела Православной Русской Церкви должны быть объединены во Всероссийское церковнопевческое общество с отделениями по епархиям, уездам, селам и деревням. Такое объединение даст им возможность не только удовлетворять их материальные и профессиональные нужды, но и поможет общими силами достигать таких крупных культурных целей, как широкое нотоиздательство, открытие собственных фабрик музыкальных инструментов, музыкальных магазинов, издание научных и популярных журналов, книг, брошюр и т. п. общеполезных руководств» (Там же. С. 144). Последующие революционные события помешали осуществлению этих планов, деятельность уже существовавших О. ц. постепенно замирала и в основном прекратилась после 1920 г.

Идеи о создании О. ц. вновь стали актуальными в 90-х гг. XX в., после изменения отношения гос-ва к РПЦ. В 2015 г. по инициативе регента и дирижера Е. С. Тугаринова было организовано Русское православное хоровое об-во. В Попечительский совет об-ва вошли настоятель патриаршего Богоявления собора в Елохове прот. А. А. Агейкин, регент храма Христа Спасителя И. Б. Толкачёв, дирижер, руководитель камерного хора «Кастальский» А. М. Рудневский, композитор В. Б. Довгань и др. Цели об-ва - распространение хорового пения, в т. ч. церковного: «...оказание помощи православным приходам по сохранению музыкального наследия посредством издательской деятельности, снабжение приходов новыми церковно-певческими сборниками в целях пополнения репертуара... издание нотных сборников, нотной и научной литературы, а также запись и издание компакт-дисков... оказание организационной, материальной и методической помощи в развитии творческой и образовательной деятельности в сфере хорового и церковно-певческого искусства российским регентам, композиторам, исследователям церковной музыки» (http://рпхо.рф [Электр. ресурс]).

Лит.: Певческие об-ва // ЭС. 1898. Т. 25а. С. 917-918; РМГ. 1905. № 16/17. Стб. 479-480; 1907. № 26/27. Стб. 612-613; № 41. Стб. 911, 913-914; 1912. № 27/28. Стб. 585-587; Арсений (Брянцев), архиеп. Речь при открытии в Риге Об-ва любителей правосл. церк. пения 3 нояб. 1891 г. // Он же. Собрание слов и речей. Х., 1908. Т. 3. Кн. 1. С. 143-144; Никольский А. В. Справочно-рекомендательное бюро // ХРД. 1909. № 1. С. 19-23; он же. Инертно ли рус. регентство? // Там же. № 2. С. 53-55; он же. Снова об Обществе // Там же. № 3. С. 80-81; он же. Сама себя раба бьет // Там же. № 5. С. 134-137; он же. Отчет зав. летними регентско-учительскими курсами в Москве // Там же. 1910. № 2. С. 47-48; он же. [О годичном собрании Об-ва хоровых певцов] // Там же. № 3. С. 75-76; он же. Куда мы идем? // Там же. 1911. № 5. С. 115-119; он же. Красноречие цифр // Там же. 1913. № 7/8. С. 103-110; он же. Наша халатность. Достучусь ли я? // Там же. 1914. № 2. С. 31-34; Семёнов Д. С. Общества церковно-певческие // Он же. Словарь правосл. рус. церк. пения. Кукарка-на-Вятке, 1961. Ркп. Л. 97-98 об.; Гарднер. Богослужебное пение; Потёмкина Н. А. Богослужебное пение в нач. и кон. ХХ в.: Лекция по курсу «История русской музыки». М., 1999; Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг.: О церк. пении: Сб. протоколов и докл. / Сост.: Е. В. Русол. М., 2002; Рахманова М. П. Об-во древнерус. искусства // РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 95-101; она же. Общество любителей церк. пения // Там же. С. 190-212; она же. Обиход Большого Успенского собора Моск. Кремля: Вступ. ст. // Одноголосный обиход Большого Успенского собора Московского Кремля. М., 2003. С. 3-14; Самарин П. Д. Желательно ли и возможно ли дальнейшее существование Об-ва любителей церк. пения? // РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 293-316; Брандобовская Л. В. Деятельность Вятского муз. и церк.-певч. об-в на рубеже XIX-XX вв.: АКД. Екат., 2005; Сабадышина Е. М. Русское хоровое об-во и церк.-певч. капелла // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Муз. культура христ. мира. 2008. Вып. 2(3). С. 84-100; она же. Русское хоровое об-во. М., 2016; Остроумова Н. В. Русская муз. газета. [2012] // www.ripm.org/pdf/Introductions/RMGintroor.pdf [Электр. ресурс]; Бадалов О. П. Хоровая культура Черниговщины: Этапы развития в ХХ ст. // Вестник слав. культур. М., 2013. № 4. C. 79-85; Артёмова Е. Г. Духовно-муз. культура Петербурга рубежа XIX-XX вв. М., 2015.
Н. А. Потёмкина
Ключевые слова:
Церковное пение русское Общества церковнопевческие , организации певчих и регентов, появившиеся в России в 60-х гг. XIX в.
См.также:
АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
БЕЗСТРОЧЕН в древнерусс. певч. искусстве разновидность самоподобна
БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов